Депрессия — это расстройство психики. Depression - подавление, угнетение перевод с латинского языка. Гипотония патологическое снижение самочувствия. Подростку в депрессии свойственны пессимизм, негативизм. Настроение искажается вместе с когнитивными процессами, в которых происходит моторное торможение, а также вегетативные, психосоматические расстройства.
Клиническими проявлениями, соответственно, будет не беспокойство и уныние, а нарушения сна, экзема, головные боли, энурез, юношеская гипертония и гипотония и др. В подростковом возрасте интенсивнее прослеживается поведенческие и психопатоподобные расстройства: ухудшения школьной успеваемости, повышенная эмоциональная возбудимость, грубость, резкость, дерзость, развязность, ипохондрические симптомы, делинквентное и суицидальное поведение. Для младших подростков характерно проявление эмоциональной незрелости, астенизации, нарушение внимания, упрямства, двигательной расторможенности.
При социальной адаптации депрессивная симптоматика играет отрицательную роль. Она сказывается негативно на жизни подростка.
В пубертатном возрасте определить депрессию весьма трудно. Она у подростков протекает не таким образом, как взрослых.
Виды психогенных депрессий в подростковом возрасте:
- Тревожная депрессия
- Астено-депрессия
- Дисфорическая депрессия
- Истерическая депрессия
- Депрессивно-субступорозные состояния
- Реактивная ипохондрическая депрессия
- Депрессивно-паранояльные состояния
- Депрессия со сверхценными переживаниями
1. Тревожная депрессия развивается у подростков, которые имеют резудально-органическую раннюю патологию мозга или на фоне перенесенного соматического заболевания. Началом становится реактивный страх, после состояние тревоги усиливается. Может появиться психомоторное беспокойство. Подросток с тревогой ожидает беду, несчастье.
2. При психотравмирующей ситуации развиваются астено-депрессивные состояния. У подростков это частое явление. Оно распространенное и простое. Астено-депрессивному состоянию очень свойственна психическая и физическая слабость, истощаемость, астеничность, утомляемость, угнетенное душевное состояние, эмоциональная неустойчивость, соматические нарушения, двигательная расторможенность.
3. На психотравмирующую ситуацию при наличие органической патологии мозга, так же при эпилепсии возникает дисфорическая депрессия. Это подавленность, угнетенность настроения, приступы страха, тревоги, напряжение и агрессия.
4. В стрессовых ситуациях развивается истерическая депрессия. Она встречается в большинстве случаев при психопаподобных органических расстройствах психотическими отличительными чертами или истерической направленности. Здесь присутствует драматизм депрессивной симптоматики, гротескность, наличие «зрителей», гневливость. В одиночестве подростки с истерической депрессией ведут себя гораздо спокойнее.
5. При наличии минимальных мозговых дисфункциях, а также умственной недостаточности развиваются депрессивно –субступорозные состояния. В этих состояниях присутствует сильная физическая заторможенность. Может возникнуть ступор в ответ на сильную стрессовую ситуацию, тогда подросток обездвиживается и становится подавленным.
6. Реактивная ипохондрическая депрессия развивается у подростков часто. Подростки уделяют много времени и внимание своему здоровью. Они стараются донести до окружающих о своих болезнях и страданиях. Подростки боятся тяжело заболеть и начинают активно лечиться. У них проявляются симптомы соматики.
7. На психотравмирующую ситуацию в виде тревожно-депрессивных симптомов развиваются депрессивно-паранояльные состояния. При усилении депрессии эти симптомы в дальнейшем, трансформируются в подозрительность, напряженность, настороженность связанной с психотравмирующей ситуацией.
8. При психотравмирующей ситуации развивается депрессия со сверхценными переживаниями. Для них характерны представления подростка: «эти люди не любят и ненавидят меня», «я не нужен никому». Подростки сомневаются очень часто в том, что его родители — это его родня.